Вестминстерское исповедание веры
Глава 7. О завете Божьем с человеком
1. Расстояние между Богом и Его творением так огромно, что, хотя разумные создания должны повиноваться Ему как своему Творцу, они, тем не менее, никогда не могли бы получить благословение и награду от Него, если бы Он по собственной воле не проявил к ним снисхождения. Ему было угодно выразить Свое благоволение в виде завета.[144]
2. Первый завет, заключенный с человеком, был заветом дел;[145] в соответствии с этим заветом Адаму, а в нем – и всему его потомству,[146] была обещана жизнь при условии совершенного личного послушания.[147]
3. По причине своего грехопадения человек лишился способности жить так, как было предусмотрено первым заветом. Поэтому Господу было угодно заключить второй завет,[148] именуемый заветом благодати. В этом втором завете Он предлагает грешникам жизнь и спасение через Иисуса Христа, требуя веры в Него для спасения.[149] Он обещает послать Своего Святого Духа всем тем, кто предопределен к жизни вечной, чтобы дать им желание и способность веровать.[150]
4. Этот завет благодати в Писании часто именуется завещанием, которое связано со смертью Иисуса Христа как Завещателя, с получением прав на Его вечное наследство и на все, относящееся к этому наследству.[151]
5. Во времена закона этот завет осуществлялся иначе, чем во времена Евангелия.[152] Под законом он совершался посредством обетований, пророчеств, жертвоприношений, обрезания, приношений пасхального агнца и других предписанных еврейскому народу символических действий и обрядов, которые предвещали грядущего Христа.[153] Благодаря воздействию Святого Духа всего этого в те времена было достаточно, чтобы должным образом наставлять и укреплять избранных в вере в обещанного Мессию,[154] через Которого они и получили полное отпущение грехов и вечное спасение.[155] Исполнение завета под законом называется Ветхим Заветом.
6. В евангельские времена, с тех пор как Христос был явлен во плоти,[156] завет исполняется посредством проповеди Слова и совершения таинств крещения и Вечери Господней.[157] Но эти немногочисленные таинства – совершаемые в простоте и более скромные внешне – с большей полнотой, очевидностью и действенностью[158] раскрывают завет всем народам, не только иудеям, но и язычникам.[159] Исполнение завета во времена Евангелия называется Новым Заветом.[160] Поэтому нет двух заветов благодати, различных по существу; есть один и тот же завет, по-разному осуществляемый в разные эпохи.[161]
[144] Ис. 40:13,17; Иов. 9:32,33; 1Цар. 2:25; Пс. 112:5,6; Пс. 99:2,3; Иов. 22:2,3; Иов. 35:7,8;
Лк. 17:10; Деян. 17:24,25.
[145] Гал. 3:12.
[146] Рим. 10:5; Рим. 5:12-20.
[147] Быт. 2:17; Гал. 3:10.
[148] Гал. 3:21; Рим. 8:3; Рим. 3:20,21; Быт. 3:15; Ис. 42:6.
[149] Мк. 16:15,16; Ин. 3:16; Рим. 10:6; Гал. 3:11.
[150] Иез. 36:26,27; Ин. 6:44,45.
[151] Евр. 9:15-17; Евр. 7:22; Лк. 22:20; 1Кор. 11:25.
[152] 2Кор. 3:6-9.
[153] Евр. 8-10; Рим. 4:11; Кол. 2:11,12; 1Кор. 5:7.
[154] 1Кор. 10:1-4; Евр. 11:13; Ин. 8:56.
[155] Гал. 3:7-9,14.
[156] Кол. 2:17.
[157] Мф. 28:19,20; 1Кор. 11:23-25.
[158] Евр. 12:22-27; Иер. 31:33,34.
[159] Мф. 28:19; Еф. 2:15-19.
[160] Лк. 22:20.
[161] Гал. 3:14,16; Деян. 15:11; Рим. 3:21-23,30; Пс. 32:1; Рим. 4:3,6,16,17,23,24; Евр. 13:8.
Комментарии: